«Николу даже в саду зовут артистом. И я всякий раз попадаюсь на удочку. «Веревки вьет» из меня»
Притворство есть ни что иное, как своеобразная форма манипуляции. Дети осваивают лицедейство в игре и через подражание взрослым. Но требуется еще один шаг, чтобы малыш стал манипулятором. Надо, чтобы он осознал личную выгоду притворства и стремился к нему ради собственного удовольствия.
Мы сами подаем детям пример того, как можно использовать посулы,
обещания, уговоры или страхи, чтобы добиться желаемого. Бабушка, например,
просит съесть не все, а только ложечку за папу, ... А мама обещает посидеть и
почитать сказку, если захворавший малыш позволит поставить ему горчичники. Все
это обычные, на первый взгляд вполне безобидные вещи. Ложь во спасение!!! Да и
потом, как управлять ребенком, если он
ничего не боится, ни на что не «покупается»?
Все это так. И приемы манипуляции достаточно безопасны, когда
используются наряду с другими, такими, как объяснение, убеждение, личный
пример, поощрение или наказание. Но все меняется, когда человек заботится не о
благе другого, а стремится удовлетворить свои эгоистические желания, причем за
счет ближнего своего и с минимальными личными затратами. Таким образом, прежде
чем стать манипулятором, ребенок уже должен быть эгоистом.
Сознание младенца центрируется на нем самом, на собственных
телодвижениях, собственных потребностях. Именно за счет этих процессов
происходит формирование «Я» человека. Если окружающие взрослые заботливо
ухаживают за малышом, своевременно удовлетворяют все его желания и потребности,
то у маленького человека вырабатывается «базовое доверие к миру». Но это
чувство доверия не имеет ничего общего с эгоизмом.
Он формируется не раньше, чем к трем, трем с половиной годам. Условием
его возникновения можно считать полную центрированность семьи на ребенке,
готовность пожертвовать всем ради удовлетворения его любых желаний, прихотей.
Второе условие - гиперопека. К указанному возрасту малыши уже способны многое
выполнять самостоятельно. Но заботливое, предупредительное, навязчивое внимание
взрослых заблаговременно сметает с дороги детишек все препятствия, не позволяя
им на миг остаться без помощи. Сочетание этих условий и ведет, как правило, к
появлению черт эгоистической личности.
Итак, возникновению привычки к манипулированию предшествует достаточно
длительный процесс развития. Противостоять манипуляциям трудно, бороться с ними
разумными средствами или встречными манипуляциями практически невозможно. В
борьбе «Кто кого?» верх обычно одерживает ребенок. Зато можно не позволять
вовлекать себя в эту игру, избегать ловких приемов маленьких лицедеев.
Если вы только позволите себе включиться в торг: «Ну, еще полчасика»,
то вы проиграли. Зато можно сказать: «Я ухожу домой», и уйти не оглядываясь. И
дорогое чадо в ближайшее время последует за вами. А если нет, то следует
объяснить ему, что лишнее, затраченное время будет вычтено из продолжительности
следующей прогулки. Главное - выполнить обещанное, не допустить, чтобы ваши
слова были пустой угрозой.
Уход от манипуляции не обязательно предполагает прерывание контакта с
ребенком. Можно четко объяснить свои действия: «Я не позволю тебе остаться
утром в постели не потому, что не верю в твою болезнь, не сочувствую, не люблю
тебя, а потому, что считаю... » Перевод общения на рельсы делового,
партнерского взаимодействия обычно
бывает полезен. Это поднимает детей в собственных глазах, не позволяет
скатываться до корыстного обмана, лицедейства и манипулирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий