понедельник, 19 апреля 2021 г.

Кризис трех лет

 Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую возрастную ступень. С одной стороны кризисы необходимы: они являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка; с другой - это сложный период для ребенка, его родных и персонала детского сада.

Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут близкие взрослые.  Им необходимо изменить в этой критической ситуации стиль общения с ребенком, его образ жизни - все то, что замедляет и мешает адекватному ее разрешению.  Недаром известный педагог С. Соловейчик назвал этот период "большой войной с маленьким человечком".

В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы об его мнении спрашивали, посоветовались с ним. Он не может ждать, пока вырастет - он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: "Я сам!".

Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.

Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный характер.

 В период протекания кризиса трех лет у детей наблюдаются:

·        Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды;

·        Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма;

·        Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим).

Признаки кризиса трех лет

 

1. НЕГАТИВИЗМ

Ярко выражено проявление негативизма - немотивированного поведения, проявляющегося в действиях и словах, намеренно противоположенных требованиям и ожиданиям окружающих.

Ребенок противопоставляет себя взрослым и перестает выполнять их просьбы, стремится сделать наоборот. Он действует настолько наперекор взрослому, но часто в ущерб собственным интересам. Например, взрослый приглашает ребенка на прогулку, несколько минут назад он и сам этого хотел, но теперь категорически отказывается.

2. УПРЯМСТВО

Ребенок проявляет упрямство, т.е. особенность поведения, волевой сферы, проявляющийся в стремлении вопреки разумным доводам поступить по-своему. Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.

Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок "не тот". Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.

Малыш может долго и упорно отказываться от приема пищи только потому, что он желает изменить свое первоначальное решение, хотя, может быть, и хочет есть.

3. СТРОПТИВОСТЬ

В поведении ребенка наблюдается строптивость. Это постоянное недовольство всем.  Л.С. Выготский определил строптивость как "бунт против норм воспитания, установленных ранее для ребенка, против всего прежнего образа жизни".

Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа - другое, бабушка вообще все разрешает).

4. СВОЕВОЛИЕ

Ребенок перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы).

5. СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать "скверные" слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкрепление его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Симптом обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

6. ДЕСПОТИЗМ

Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.

"Кризис трех лет" - определение условное. Временные рамки проявления кризиса конкретно не ограничены. Он возникает в период от 2 лет 10 месяцев до 3,5 лет.

Если дети по достижению четырех лет все еще продолжают часто упрямится и капризничать, то есть опасность фиксации данных форм поведения как удобных способов манипулирования родителями.

Правила поведения взрослых в период протекания кризиса трех лет

·        Замечайте те позитивные изменения, которые происходят в ребенке и в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.

·        Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависимости от конкретного случая их применения.

·        Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.

·        В доме создайте такие условия, в которых ребенок ощущал бы, что он уже взрослый, а не малыш; расширяйте в пределах разумного его права и обязанности.

·        Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.

·        Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.

·        Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, спрашивайте совета, дарите "взрослые подарки (шариковую ручку, наручные часы, бусы, колечко, солдатский ремень).

·        Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные проявления, которые неизбежны в период кризиса.

·        Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, вырабатывайте четкие, единые требования к малышу: что "надо", чего "нельзя", а что "можно" - и руководствуйтесь ими. Ребенок чувствует непостоянство окружающих взрослых и, если есть малейшая возможность, старайтесь добиться своего, во что бы то ни стало.

·        Не говорите "да", когда необходимо твердое "нет".

·        Поощрение и наказание должны быть правильно сбалансированы.

·        Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей ( не трогай, не бегай, не бери, не стучи). В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.

·        Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.

·        Помните, что ребенок испытывает ваш характер, проверяя по нескольку раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты и объясните почему нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

·        Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).

·        При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.

·        Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

·        Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть поочереди- ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно все: поездку в машине, умывание, одевание.

·        Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не "сюсюкаться", не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого вам интересно.

·        Любите ребенка и показывайте ему, что он вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

 Помните:

Истеричность и капризность требуют зрителей - не становитесь таковыми и не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая непослушная девочка!". Ребенок только этого и ждет.

В любой ситуации следует проявлять терпимость к ребенку. Не делайте скоропалительных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать.

Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем - необходимо быть рядом с ним.

Следует еще раз подчеркнуть, что такое тяжелое кризисное поведение - абсолютно нормальное поведение для трехлетнего ребенка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребенка - свидетельство того, что его развитие идет в соответствии возрасту. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребенку, что он "плохой" или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления кризиса.

 

"БУДЬ ДОБРЫМ К ТЕМ, КТО ОТ ТЕБЯ ЗАВИСИТ"

АТТАР

Комментариев нет:

Отправить комментарий