
В
соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации»,
принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья 25), «Обязательное
обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной
безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам,
согласованным с Государственной противопожарной службой». Безопасность жизни
ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного
воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и
формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости
соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
В
дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при
стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте»
вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются
совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно
научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно
действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает
способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней.
Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть,
невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность –
безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в
разных областях жизни и действовать в ней.
В
настоящее время для реализации этих задач в дошкольных учреждениях предложено
большое количество вариативных программ развития и воспитания детей. Анализ
программных документов показывает, что в них выдвигается требование
формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений
осуществлять это. Авторы программы «Детство», по которой работает наше
дошкольное учреждение, предлагают следующие направления работы по реализации
данной задачи: о правилах поведения в экстремальных ситуациях, типичных для
того или иного времени года (гроза, гололед, наводнение); обучение навыкам оказания
элементарной помощи при царапинах и ушибах; сообщение некоторых знаний по
общению с незнакомыми людьми. Одним из направлений является – формирование
представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами. Необходимо
отметить, что эти задачи находятся в разных разделах; представленные
формулировки не отражают всех компонентов безопасного поведения ребенка,
разработанное содержание предлагается только в старшем дошкольном возрасте.
Исходя из противоречия между необходимостью обучения детей правилам
безопасности при пожаре и недостатком соответствующих возрасту разработок по
данной теме, в нашем дошкольном учреждении была создана методическая разработка
по обучению детей правилам пожарной безопасности «Учение – во спасение».
Цель
которого – формирование у дошколят основ пожарной безопасности, в том числе
пожаробезопасного поведения. Содержание методической разработки включает
совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам
пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической,
социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.
Формирование
опыта пожаробезопасного поведения детей дошкольного возраста возможно при
соблюдении следующих педагогических условий:
-
отборе доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту
и установлении последовательности его освоения;
-
применении поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и
умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции
ребенка;
-
осознании педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в
данном направлении и её осуществлении в тесном сотрудничестве.
Психологи и социологи пришли к выводу, что
даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают об его
опасности. Поэтому главная цель работы с родителями – объяснить необходимость
занятий с детьми по пожарной безопасности дома, а также давать родителям
рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.
В
заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению,
воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является
наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем
раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою
ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий